Сильфида

"Сильфида" - самый старинный из сохранившихся классических балетов. Именно с балета с таким названием ведет свое летоисчисление танец на пальцах. Первая балерина эпохи романтизма Мария Тальони - поднялась на пальцы именно в нем, ведь Сильфида - это дева воздуха.


Большой театр(Новая сцена)

Балет в 2-х действиях

В чем очарование наивной, на первый взгляд, "Сильфиды" - самого старинного из сохранившихся балетов классического наследия (премьера состоялась в Париже в 1832 году)? Очевидно, он прежде всего соответствовал запросам времени, когда казалось, что прекрасная театральная иллюзия спасает от прозы будней.

Известное с античности слово "сильфида" во французском языке появилось лишь в начале XVII века в трудах швейцарского медика и философа-мистика Парацельса. Он верил, подобно Платону, что сильфиды - реально существующие эфирные создания, сочетающие в себе материальное и духовное начала. Принадлежат они к разряду высших духов, но не обладают бессмертием.

Некоторых природных духов христианство объявило демонами, других ангелами, вестниками Бога. Двойственной ангельски-демонической природой наделена балетная Сильфида. Не даром в первом либретто находим слова главного героя Джеймса: "Я думал, что она - ангел, ее любовь сулила мне радости рая, но она оборотень, терзающий мое сердце".

Она уводит возлюбленного в таинственный лес, завлекает его в магический круг танцующих сильфид... Вот он - романтический рай! Но Джеймсу хочет привязать к земле "ускользающую красоту" и невольно лишает ее крыльев. А лишившись крыльев, Сильфида гибнет. Не лучшая участь ожидает и Джеймса.

Лишнее подтвреждение тому, что контакты с параллельными мирами чреваты катастрофическими последствиями.Но романтический герой всегда ощущает зов неба, хочет воплотить "иных миров воспоминанье", только, как правило, это ему не удается.

"Сильфида" - первый романтический балет, он старше "Жизели". Старинные балеты, если выживают, то благодаря качеству хореографии, музыки, сюжетной истории. Йохан Кобборг утверждает, что "прах нужно оставить в покое, а взять душу спектакля и вдохнуть в стиль, что важнее, чем лимитировать сегодняшнюю технику". И это одно из неожиданных впечатлений от премьеры - стилистический тонус спектакля. Обычно Большой театр подминал под себя любые стили: и Джорджа Баланчина, и Пьера Лакотта, и Ролана Пети, и других, демонстрируя мощь московской школы с традициями Петипа, широким жестом, часто небрежностью в деталях. Поставленный же Кобборгом спектакль поражает точностью и внятностью исполнения танцовщиками изобилия "мелочей" и нюансов сложной хореографии. Кордебалет сильфид демонстрирует хорошую пальцевую технику и прекрасную слаженность ансамбля.

Сюжет о Джеймсе, убежавшем перед свадьбой от своей невесты Эффи за девой воздуха Сильфидой, Йохан Кобборг превратил в психологическую историю главного героя, разрывающегося между двумя полюсами своего внутреннего "я". Сильфида - это мечта Джеймса. А колдунья Мэдж (именно она дает шарф Джеймсу, которым тот погубит крылатую деву) воплощает страх героя потерять свою мечту.

Наверх страницы