Баядерка

Балет в трех действиях

Стоимость билетов:

8000 — 31000 руб.
12 июня, вт 19:00
13 июня, ср 19:00
14 июня, чт 19:00

Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова
в редакции Юрия Григоровича

Хореография — Мариуса Петипа
Новая сценическая редакция Юрия Григоровича
Использованы фрагменты постановок Вахтанга Чабукиани, Константина Сергеева, Николая Зубковского
Дирижер-постановщик — Павел Сорокин 
Костюмы и декорации Николая Шаронова
Консультант по костюмам и декорациям — Валерий Левенталь
Художник по свету — Михаил Соколов

«Баядерка» в Большом театре

В 1904 году балетмейстер Александр Горский перенес «Баядерку» на сцену Большого театра. Среди московских Никий были Любовь Рославлева и Екатерина Гельцер. А в партии Солора выступали и темпераментный нарушитель академического «спокойствия» Михаил Мордкин, и правоверный классик Василий Тихомиров. Впоследствии Горский не раз обращался к этому спектаклю. А в 1917 году сочинил собственную редакцию, которую в «индусском» духе оформил Константин Коровин. Находясь под влиянием сиамского балетом и памятников индусского изобразительного искусства, особенно чеканки, Горский-новатор отказался от композиций Петипа. Ради правдоподобия он одел исполнительниц теней в разноцветные костюмы, напоминающие сари. Кульминацией «Баядерки» Горского был «свадебный пир», который изобиловал причудливыми по танцевальным линиям и рисунку группами.

В 1923 году сторонник классического балета Василий Тихомиров восстановил акт теней в хореографии Мариуса Петипа, разместив дополнительно воспитанниц школы на выступах и утесах, которые повторяли движения кордебалета. В этой редакции состоялся московский дебют Марины Семеновой, одной из лучших Никий своего времени. В годы войны балет был возобновлен в филиале театра, главную партию танцевала Софья Головкина. Потом дважды (в 1961-м и 77-м годах) в репертуаре появлялось лишь «Царство теней», куда была перенесена вариация Солора.

И только в 1991 году Юрий Григорович вернул в Большой полнометражный балет Мариуса Петипа, по возможности возродив оригинал Мариинского театра. Григорович сохранил старую хореографию, многие мизансцены, но «укрепил» режиссуру балета. Он сочинил ряд новых танцев для факиров, негритят, кордебалета, обогатил танцами партии Гамзатти и Солора, у которых теперь появились новые вариации как в дворцовой сцене, так и в свадебном гран па. Ему же принадлежит новый финал балета: изгнанный из царства теней Солор погибает под руинами храма. Предательство, по мысли балетмейстера, не оставляет надежды на духовное перерождение.

Наверх страницы